aif.ru counter
80

Игорь Вакулин: "Театр должен быть современным"

Игорь Вакулин - ведущий артист, занятый едва ли не в каждом спектакле Астраханского драматического театра. А еще он из тех, кто заставляет развиваться дело, которому служит. Пару лет назад именно он с коллегой Павлом Ондриным создал театральное объединение "Артель астраханских артистов". Их совместным спектаклям аплодировали зрители уже не только в Астрахани, но и в Париже, в Тель-Авиве.

Игорь Вакулин - ведущий артист, занятый едва ли не в каждом спектакле Астраханского драматического театра. А еще он из тех, кто заставляет развиваться дело, которому служит. Пару лет назад именно он с коллегой Павлом Ондриным создал театральное объединение "Артель астраханских артистов". Их совместным спектаклям аплодировали зрители уже не только в Астрахани, но и в Париже, в Тель-Авиве.

Мое творческое пространство

- Игорь, в 2013 году вы побывали во Франции, Туркмении, Израиле. Зрители за границей иные?

- Пожалуй, такие же. Принципиальных различий нет. Понимаешь, что мы часть одного большого мира. Над тем же смеются и о том же печалятся. Театр - общечеловеческое дело.

- А сама жизнь? Хотелось бы пожить в Париже или Ашхабаде?

- Безусловно, как и любому здравомыслящему человеку, - в Париже! В Ашхабаде - нет, хотя, кстати, это город с очень чистыми улицами, на которых никто не курит.

- Вы окончили Белорусскую академию искусств, работали в Волгограде, Смоленске, выступали в разных городах зарубежья. Где ощущаете себя как дома?

- Без кокетства - только в театре. И абсолютно неважно, в какой он стране. Потому что делать могу лишь то, что делаю последние двадцать лет - играть.

- Сегодня актуален такой вопрос: "Кто вы?"

- Могу предложить два варианта ответа. Первый, расхожий - ощущаю себя актером. А если еще глубже - то пацаном из казахстанских дворов. Там я родился, там прошло мое детство. Хотя, возможно, просто меньше знаю астраханских пацанов...

Уверен, что на человека огромное влияние, помимо языка, оказывает климат. Воспринимаю как свое пространство южные места. Неважно, Талды-Курган в Казахстане, Ассизи или Сицилия в Италии. Для меня в таких местах родной воздух.

- С Астраханью установились взаимоотношения?

- Помню, когда приехал впервые, поразило наличие определенного лица города, запахи. Это многонациональный город, что называется, "котел". Приехал осенью, ходил по пустынным улочкам - листва, дождь... Ощущал светлую грусть. В центр Астрахани невозможно не влюбиться!

- Ваше амплуа, если в театрах осталось такое понятие?

- В юности задумываешься, что же можешь играть? Теперь все изменилось. Сегодня это размытое понятие. Нравятся хорошие комедии, хотя трогают и драмы. Это, наверное, как с женщинами - можно считать идеалом блондинку, но до беспамятства влюбиться в рыжую. А потом - в брюнетку. Все зависит от обстоятельств, режиссера.

- Самые любимые моменты в работе над ролью?

- Люблю, когда получается, когда как бы сливаешься с ней. Как с нотой - если нажать верно, соединится со звуком. Дает ощущение гармонии, совпадения звучания себя, пространства - и становится хорошо. Тогда получаешь удовольствие и транслируешь его зрителям.

Театр меняется

- Раньше на сценах театров была будка суфлера. Теперь исчезла. Что еще изменилось и меняется в театре?

- Меняется время, динамика жизни - меняется и театр. Зритель в XXI веке переполнен информацией, у него огромный выбор ее получения. Театр, естественно, озабочен поисками своего места. Чтобы быть здесь и сейчас, чтобы привлекать людей. Существование на сцене становится более жестким. И более жесткие вещи выносятся на поверхность, в первую очередь это касается языка. И это движение не остановить.

Хотя по окраске, по ритмам иногда кажется, что российские театры играют спектакли для людей из далекого прошлого.

Иногда так ведут себя и театральные критики. Ссылаются, к примеру, как Пушкин трактовал роль Меркуцио в "Ромео и Джульетте". Но я же играю это здесь и сейчас! Свои эмоции, свое видение, на этой сцене. Новые времена требуют иных канонов. Важно донести суть до зрителя.

- Репертуар театров соответствует времени?

- Думаю, что это вопрос не материала, а воплощения - как, кем и для кого. Смотрю иногда постановки, и меня не трогает. Мне нравятся современные ритмы, темы, язык.

Театр сам по себе, без зрителей, в принципе невозможен. И так же, как каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает, каждая публика имеет соответствующий театр.

- Вы, что называется, сами ищете роли на свою голову. Это от творческого характера или пустого кошелька?

- Это смысл моей жизни. Творческое объединение "Артель астраханских артистов" возникло в попытке найти более молодого и свободного зрителя, который будет оценивать наше творчество, не опираясь на старые штампы. И, конечно, возможность счастливого творчества. С теми, кто близок по духу. И к кошельку это не имеет никакого отношения.

Я очень признателен тем, благодаря кому "Артель" появилась и существует - и судьбе, и друзьям Павлу Ондрину, Александру Беляеву, Виолетте Власенко, Александру Ишутину, и худруку Станиславу Таюшеву, и директору нашего театра Галине Камыхиной.

Слава бывает разной

- Вас узнают на улице?

- Бывает. Иногда просят автограф, это приятно. Иногда предлагают - пойдем, выпьем. Это непонятно.

- Что может обидеть актера?

- Актер - это такое существо, которое может заставить закрыться любое проявление негативного отношения. Но это вопрос характера. К сожалению, театр - деятельность, которая замешана на тщеславии и зависти. Как Чехов предлагал каждый день выдавливать из себя по капле раба, так и в театре нужно каждый день выдавливать из себя по капле тщеславие. Для этого нужно больше заниматься конкретной работой - не будет времени ни для обид, ни для создания почвы под ростки тщеславия.

- Считается, что актеры - суеверные люди, вы верите в какие-то приметы?

- Нет. Хотя часто сталкиваюсь с ними. Так, в театре категорически противопоказано грызть семечки, якобы это ведет к потере сбора.

- А в промысел божий?

- Безусловно. Все не просто так происходит в жизни. Даже то, что мы побывали в Израиле. Если чего-то всерьез хочется, то Господь дает варианты.

Смотрите также: